Карелия 08

Велопоход по Карелии
Нитка: Беломорск - Сухое - Вирма - Сумский посад - Лапино - (Хвойный) - (Сумостров) - вдоль оз. Сумозера - (Воренжа) - вдоль Пулозера - (лесовозки на Валдай) - оз. Викшозеро - Полга - вдоль оз. Выгозеро - Надвоицы - Сегежа - Волдозеро - оз. Хирго - оз. Херхъярви - оз. Елмогозеро - п. Шалговара - (Сяргозеро) - оз. Вягозеро - Сегозёрское водохранилище - Паданы - Сельги - Гумарино - Янгозеро - г. Мистмане - г. Люкс - Гимблы - Поросозеро - Костомукса (Тумасозеро) - Найстенъярви (Лахноламен) - р.Суна (ур. Кайдозеро) - оз. Кайа - Линдозеро - оз. Черанга - Юркостров - Гирвас - Кивач - Берёзовка - Конозеро - Шуя - Петрозаводск - (Кижи).

     День 1, 131 км

     В Беломорск поезд нас привёз около полуночи. Небольшой город встретил нас настоящей белой ночью - было светло почти как днём, и кроме этого весьма прохладно - около +2. Собрав велосипеды, мы выяснили, что у Лены сосок от камеры потрескался ещё в поезде и, заклеив в нескольких местах уже бывалую и проехавшую не одну тыщу запаску, мы таки неспеша двинулись. Также пока собирались, выяснили, что насос Лены не совместим с моими автонипелями, а мой насос же остался в Москве - так что, если среди глухих мест я проколюсь, мы можем застрять очень надолго...
     Но это на особо не тревожило - чего переживать по пустякам? Мы проехали мимо Белого моря хоть как-то пытаясь согреться; мимо 19-го - последнего шлюза Беломорского канала, и вскоре уже двигались по тихому грейдеру, петляющему мимо моря. Мы неспеша ехали, делая лишь короткие остановки, чтобы совсем не дать дубу. По обочинам дороги росли маленькие невысокие берёзки с только что распускающимися листиками - я понял, что надежды на лето были, мягко говоря, оптимистическими, но всё-таки радовался тому, что взял весенний довольно тёплый спальник и если он совсем не промокнет, хоть по ночам я смогу согреться. Тем временем, рассветало, облака окрашивались в разные тона розового, фиолетового и жёлто-оранжевого. Время от времени за очередным поворотом дороги нам показывали разноцветный восход над морем, вдоль которого всё почему-то тянулись уже покосевшие заборы с колючей проволокой, да ров с водой - похоже, это останки сталинской репрессивной машины...
     Около пяти утра, когда солнце окончательно взошло... на севере, а наши попытки не заснуть за рулём отнимали уже немало сил, мы решили таки остановится и немного поспать у реки. Мы быстро развели костёр, сготовили какую-то еду (видимо ужин?), и когда костёр стал постепенно догорать, разложили пенки и легли спать, не тратя время на постановку палатки - всё равно комары-бедолаги все повымерзали, а на небе были лишь несколько небольших облачков. Спать мы решили около 5 часов - всё-таки у нас была цель приехать к Надвоицам к завтрашнему вечеру по не очень понятным дорогам, тянувшимся ещё более чем на 200 км. Но всё вышло иначе - часа через три я проснулся потому что мне по носу рикошетом начал стучать град - попытки закутаться поглубже в спальник провалились, из-за чего пришлось будить Лену и ставить всё-таки палатку.
     Утром (около 10 часов) мы, позавтракав, отправились в дальнейший путь. Уже потеплело (+7), а вскоре на нашем пути показалась одна из немногих достопримечательностей на нашем маршруте - село Вирма, где посмотрели на реставрируемую деревянную церковь и очень необычные каменные поля, через трещины которых пробивались ёлочки. За самым селом в километрах минимум 4-х располагалась крохотная станция Вирма с короткой деревянной платформой и крохотной хозяйственной постройкой.
     Стало совсем тепло(+10), даже начало выглядывать солнце - до Сумского посада нам оставалось менее 15 км - казалось, что мы приедем в посёлок в течение часа, но нет - у Лены вдруг возьми и сломайся стойка багажника - пришлось переложить бОльшую часть барахла ко мне и ехать дальше, надеясь на ремонт в Сумском посаде. Мы прибыли в посёлок и после некоторых расспросов местных, обратились в дорожное управление, чтобы выпилить железяку и перерезать сорванную резьбу М5 на новую М6 в раме. Как только я произнёс слово "шесть", мужики посмотрели на меня с недоверием и сказали - а у нас тут меньше восьмёрки вообще ничего нет и показали на весьма кондового вида чугуняки! Ну что же - пришлось довольствоваться тем, что есть - нам сделали стальную стоечку, а к раме мы прикрепили багажник сквозным болтом с гаечкой на другой стороне.
     На радостях, довольные быстрым ремонтом (всего-навсего это заняло около часа) мы закупились и решили тыкнуться в общепит - дом отдыха локомотивных бригад, где нас отлично покормили по совсем-совсем мизерным ценам, а мы даже купили еды на следующий день, чтобы сэкономить время на готовку и уделить его... кручению.
     Солнце уже постепенно клонилось к закату - оно опять двигалось к северу, а мы покинули посёлок и по холмистому петляющему вдоль озёр грейдеру проехали Лапино, вдоль Сумозера с приятными песчаными берегами и свернули с основной дороги на грейдер до Вирандозера (удивительно, но тут стояли указатели и километровые столбы!). Вскоре наш путь снова ушёл с основной дороги, и отличный грейдер сменился прекрасной грунтовкой. Уже вечерело и решив, что 130 км на сегодня - вполне неплохо, мы свернули с дороги к крохотному озерцу с несколько подболоченными берегами, надеясь завтра прибыть к Надвоицам.
В Беломорске У берега моря   Заборы вдоль моря Восход
Ров с водой     Рассветает Утро у реки
Вирма     Каменные поля у Вирмы  
  Ландручей Вытачивание новой стойки Грейдер Одно из множества озёр
Лапино     Сумозеро  
   
  Развилка На закате    

     День 2, 107 км

     Утро чего-то не особо задалось - на небе висели тучки, и как только мы поели, начал капать небольшой дождик. Со временем небольшой дождик усилился, но всё-таки ехать было довольно тепло (ясное дело - это ж целых +7), а дождик не давал повода лишний раз остановится, что лишь прибавляло решимости. Он всё капал, а мы всё катились и, проехав знак, что мы движемся по первой государственной дороге в республике Карелия "Осударева дорога", мы углубились в сеть хорошо проезжих лесовозных дорог. Всё было бы хорошо, но на этом участке, адекватно не изображённому ни на одних картах, нам оставалось следовать лишь общим соображениям по выбору пути - и поплутав под дождём и решив, что лучше доверять логике, а не картам, мы всё-таки поехали по непонятно куда ведущему, но явно главному лесовозному грейдеру. По этой дороге сегодня никто не проезжал и вряд ли проедет, поэтому уточнить путь было не у кого - мы просто ехали, наслаждаясь насыщенным цветам придорожных болот и тонким ароматом то ли багульника, то ли можжевельника, усиленного дождём.
     Вскоре всё-таки наша дорога соединилась с обозначенной на карте полоской, и, боясь уехать куда-нибудь совсем не туда по этому отличному грейдеру, мы предпочли качеству дороги предсказуемость и поехали, хоть и не по самой хорошей, но известно куда ведущей грунтовке. Эта дорога разрезала болото, проходя прямо на уровне трясины, но оставаясь вполне неплохо проезжей.
     Где-то на этой дороге совершенно непонятно почему у меня как-то странно заклинило задний переключатель - в нижний ролик попала крохотная палочка и его тотчас выдрало - пришлось наскоро переделать велосипед в Украину и продолжать движение в сторону Надвоиц.
     Дождик утих на несколько минут и вскоре снова начался, а наш грейдер уже порядком подраскис и наша скорость упала до 13 км/час. Но время было на нашей стороне - оставалось до места встречи менее сотни, а ночи были белыми-белыми. Мы съехали на грейдер, трассу от Надвоиц до посёлочка Валдай - на удивление почти неиспользуемую дорогу - за время, что мы ехали до деревеньки Полга, проехало лишь несколько машин. Дождик постепенно закончился, а Лена после 8 ходовых часов и пройденных 100 км начала почему-то требовать обеда - ну что тут сделаешь, у каждого свои причуды! Делать было нечего - мы устроились неподалёку от деревеньки на озере обедать и наблюдать за медленно закатывающимся за горизонт, снова на севере солнцем. Пока мы обедали, заметно похолодало, а грейдер начал подсыхать, позволяя ехать чуть быстрее, что вызывало поперечные колебания цепи, постоянно норовящей перескочить на бОльшую звезду и напрочь заклинить колесо. Пока было мокро и мягко, это не было большой проблемой, но теперь, отъехав чуть от деревни, я понял, что ехать дальше не смогу. А Лена тем временем умотала вперёд (и зачем я сказал ей не ждать меня?), а я расположился прямо на середине дороги и занялся воплощением нескольких идей, как предотвратить перескакивание цепи. Время шло, я попробовал несколько вариантов и пришёл к необходимости переставить звёздочки кассеты, чтобы цепь просто физически не могла перескочить. Всё это заняло немало времени - где-то через час-полтора Лена приехала назад, а я всё ещё был далёк до завершения ремонта. Делать было нечего - я за время сидения порядком околел и уже не мог ничего толкового сделать - надо было становиться на ночёвку и заниматься ремонтом утром. Уже сидя у костра, я понял, как же всё-таки неплохо там околел - я не мог заставить себя просто подойти к торбе и достать спальник, чтобы лечь спать в палатке... Легли мы лишь с рассветом...
Под дождём   Осударева дорога   Мостик
Лесовозка     Надвигается очередной фронт  
     
  На обеде      

     День 3, 131 км

     Утром пришлось потратить ещё некоторое время на ремонт и лишь после полудня отправиться в путь на вполне работающем синглспиде, а Антона и Макса, ожидающих нас у озера, попросили поискать задний переключатель в Надвоицах или Сегеже.
     Мы проехали по приятному грейдеру и лишь около 4-х часов дня прибыли в Надвоицы, и, осмотрев местный водопадик и перекусив, поехали по асфальту в сторону Сегежи, и лишь около 6 вечера мы встретились с Антоном и Максом, за секунды до нашего прибытия, решившие кремировать приготовленные для нас макароны с тушёнкой. Поиски переключателя не увенчались успехом, поэтому, мы быстро закупились, пересекли старую мурманскую трассу и, проехав чуть более 30 км по грейдеру, устроились на высоком гребне, разделяющем живописное болото и не менее живописное озеро Херхярви.
    Водопад в Надвоицах    
     
  Оз. Херхъярви      

     День 4, 107 км

     На утро постепенно наползали тучки, а мы, немного прокатившись вдоль озера, выехали на грейдер. Сегодня лесовозки по нему уже не ездили - дорога была предоставлена лишь нам. Проехали Шалговаару и по довольно каменистой дороге подъехали к Сегозёрскому водохранилищу на обед, берега которого были почему-то закиданы огромными стволами сосен - не ужели, всё ещё сплавляют их по рекам?.
     Как только мы поели и двинулись дальше в путь, начался дождик и дальше мы уже ехали мимо огромных придорожных вырубок под мелким дождиком. Мы проехали Паданы и поехали дальше, петляя по холмикам направлялись к длинной деревеньки Сельги, в которой по словам Антоши, стояли много старинных деревянных домов. Да - действительно, там стояли дома, но уже порядком промокшие мы даже не остановились, продолжая ехать вперёд. Температура постепенно падала, достигнув +3, а мы же надеялись добраться до ближайшей воды и там остановиться. Дорога подкисла, а наша скорость упала. Руки начали отмерзать, но в остальном ехать было более или менее тепло. Прохладная погода также не позволяла сильно разгоняться, но тем не менее мы подъехали к озерцу и устроились на его берегу. Тут натянули тент, матушка развела костёр, и мы поев и кое-как высушившись на костре, улеглись спать под всё не прекращающимся дождём...
      Дамба между озёрами Дверь магазина
   
Сяргозеро Один Антоша хорошо... Сегозёрское водохранилище    

     День 5, 35 км

     Сегодня утром дождик то начинался, то прекращался, так что из палаток мы повылезали довольно поздно. По тучкам было не понятно, будет ли сегодня снова такой же дождик - уж больно не хотелось снова коченеть под ним. Поэтому проснувшись и поев, мы приступили к сушке множества мокрых вещей, не убирая палатки до последнего - вдруг дождик снова пойдёт? Но сильного дождя не было - лишь капало по минуте раз в где-то в час, поэтому мы решили всё-таки ехать.
     Как и водится в подобных ситуациях, как только палатки были собраны, снова начался дождик. К счастью, он также скоро и закончился, позволив нам доехать до посёлочка Гумарино и где нам предстояло решить, куда ехать дальше. Посидев у магазина и кое-как прикинув километраж, мы чуть подсократить петельку - чтобы не застрять там под дождями, которые, казалось, будут идти ещё несколько дней.
     Мы свернули с основной дороги на приятную грунтовку и долго стояли, изучая порожки на реке Чёрная и радуясь промежутком без дождя... Потом грунтовка направилась к Янгозеру и, поплутав немного по ней, приехали к протоке между озёрами, через которую шёл автоброд. Потратив некоторое время на переправу речки где-то по колено, мы двинулись по совсем тихой дорожке вдоль Янгозера, на котором, несмотря на мизерный километраж, и решили заночевать - всё равно впереди столь хороших мест ночёвки не предвиделось. Мы встали неподалёку от грунтовочки у озера - на берегу широкого озера с песчаными берегами, из которого кое-где торчали здоровые валуны...
Мост через Янговерку   Река Чёрная    
    Брод   Янгозеро вечером
       
         

«« Назад          






Hosted by uCoz