Что стало с новыми шиповками?

     Давно я слышал истории о том, что, мол, новые шиповки служат куда меньше и всё из-за того, что материал шипов не твёрдый сплав, а просто железяка. Вот я таки собрался это выяснить - ведь правду говорят: наука - это удовлетворение собственного любопытства за государственный счёт :).
     Итак, я исследовал форму и состав шипов с моей старой потёртой шиповки Nokian W240 и новой, но тоже потёртой, W300. Метод исследования геометрических параметров - микроскопия (лазерная, оптическая и т.п.), а состава - рентгеновская флуоресценция, которая позволяет выяснить элементный состав от Na до всяких там радиоактивных элементов. В данном случае основной её недостаток - невозможность определить углерод, который играет немалое значение в твёрдости.
     Итак, два шипа выглядят похоже: твёрдый сердечник, вставленный в стакан, на конце которого плоский диск, позволяющий шипу не выпасть из резиновой покрышки (к сожалению, но их фотографии я благополучно протерял). Между новым и старым шипом видны два основных отличия - в старом шип плоский и стакан сделан из чугуния, а в новом - он остренький, а стакан сделан из люминя.
     Самое главное для нас - материал твёрдого шипа, поэтому пришлось их выпилить из стаканов (расстояния в микронах):

Старый

Новый

     Новый шип чуть-чуть длиннее и его окончание имеет совсем другую форму - коническую. Отмечу ещё раз - оба шипы - использовались не один год, за счёт чего их форма должна отличаться от начальной, но тем не менее. Взглянем на неё подробнее:

Старый

Новый

     Ну ладно - наверно, вы всё-таки ждёте ответа на вопрос о составе этих шипов - он приведён ниже. Так как тут нет углерода, эти цифирьки показывают лишь относительное содержание элементов, а не точный состав. Однако, чтобы ответить на вопрос, они одинаков ли состав, нам это и не нужно. Но сначала таки покажу вам их спектры:

     Да, не удержался, но по ним можно заметить несколько вещей: в старых шипах было какое-то количество титана, а в новых - нет. Моих общих представлений на эту тему хватает, чтобы сказать, что, несмотря на заверения производителей рам, титан не добавляет ТВЁРДОСТИ в сплав (хотя я могу и ошибаться). Вместо титана в новых шипах увеличено количество железа. А самое главное - кобальта, который является основой многим знакомого сплава - победита. А что же самое главное победите - так это вольфрам, карбид которого должен составлять 90% победита - его количество нисколько не изменилось. Итого, ответ на вопрос - состав шипов не только не ухудшился, а я бы сказал чуть-чуть улучшился. Оба сплава довольно похожи и весьма напоминают победит, при этом у этого сплава весьма сложный состав, в который входят такие легирующие добавки как Mn, Ni, Cr, Mo и Nb! (Если вы там увидели серебро - скажу по секрету, что его там на самом деле нет...).
ЭлементСтарыйНовый
Si73.0670.93
Ca 0.14 0.25
Ti 2.35 0.10
Cr 0.06 0.06
Mn 0.01 0.02
Fe 0.29 0.71
Co 4.005.98
Ni 0.10 0.09
W19.9121.67
Zn 0.02 0.05
Ge 0.06 0.15
Nb 0.02 0.02
Mo 0.01 0.01

     Заключение: новые шиповки имеют шипы несколько другой формы - коническую вместо полусферической, состав их при этом ничуть не ухудшился. Такая форма позволяет оказывать большее давление на лёд, за счёт чего по идее они должны цепляться лучше, но острый конец тонок, из-за чего он должен легко стачиваться. При стачивании края шипа покрышка должна работать хуже, приводя к меньшей управляемости на льду - возникает ощущение, что они сточились. На самом же деле, хоть они и сточились, они лишь приобрели форму старых шипов W240. А старые же шипы просто-напросто из-за своей формы изначально чуть хуже и при стачивании ухудшение их работы менее заметно.




Hosted by uCoz