На этот раз сравниваю состав и массы разных цепей - новой Sram991, двух KMC и Shimano HG73, а также старой Sram PC58 из старых запасов.
масса звена, г | длина пина, мм | диаметр пина, мм | расстояние между пластинками, мм | цена, $ | цена/массу, $/г | |
Sram 991 | 5,2368 | 6,57 | 3,60 | 3,92 | 32,88 | 6,3 |
Sram PC58 | 5,5264 | 7,05 | 3,59 | 3,96 | 28,59 | 5,2 |
KMC X9SL | 4,3984 | 6,65 | 3,60 | 3,78 | 35,74 | 8,1 |
KMC X9 | 5,0314 | 6,55 | 3,59 | 3,96 | 20,01 | 4,0 |
Shimano HG73 | 5,0548 | 6,41 | 3,51 | 3,90 | 21,45 | 4,2 |
Самая дорогая - KMC X9SL, у которой, как и понятно, самое большое соотношение цены к массе. Цены KMC X9 и Shimano HG73 одинаковы, а Sram 991 стоит между дорогой KMC и Shimano. Так как PC58 уже не выпускается, я взял цену SRAM 890 - видимо, цепи того же класса. Также замечу, насколько же легче облегчённая цепь - 110 её звеньев весят 241,9 г, в то время как остальные весят около 280 г, то есть на 20% легче!
Cr | Mn | Fe | Co | Ni | Масса, г | ||
Sram 991 | пин | 60,8 | 0,46 | 36,9 | 0,76 | 0,71 | 0,5328 |
шайбочка | 0,03 | 0,67 | 97,8 | 1,04 | 0,52 | 0,4004 | |
внешняя пластина | 0,00 | 0,32 | 60,9 | 1,25 | 37,5 | 0,8884 | |
внутренняя пластина | 0,00 | 0,52 | 61,6 | 0,86 | 37,0 | 0,7827 | |
Sram PC58 | пин | 65,7 | 0,13 | 32,1 | 0,43 | 1,41 | 0,5683 |
шайбочка | 0,00 | 0,70 | 98,5 | 0,78 | 0,00 | 0,4032 | |
внешняя пластина | 0,01 | 0,56 | 97,6 | 1,15 | 0,67 | 0,9143 | |
внутренняя пластина | 0,14 | 0,38 | 44,1 | 0,67 | 54,7 | 0,8758 | |
KMC X9SL | пин | 74,0 | 0,29 | 24,3 | 0,31 | 0,94 | 0,3910 |
шайбочка | 1,03 | 0,57 | 46,0 | 0,67 | 51,7 | 0,3733 | |
внешняя пластина | 0,76 | 0,83 | 97,3 | 1,07 | 0,00 | 0,7247 | |
внутренняя пластина | 1,89 | 0,49 | 62,9 | 0,86 | 29,3 | 0,6869 | |
KMC X9 | пин | 71,4 | 0,37 | 27,1 | 0,56 | 0,34 | 0,5233 |
шайбочка | 0,81 | 0,85 | 97,0 | 0,85 | 0,45 | 0,3739 | |
внешняя пластина | 0,00 | 0,86 | 98,2 | 0,94 | 0,00 | 0,8752 | |
внутренняя пластина | 0,84 | 0,81 | 97,4 | 0,91 | 0,00 | 0,7338 | |
Shimano HG73 | пин | 74,5 | 0,35 | 23,9 | 0,49 | 0,15 | 0,5215 |
шайбочка | 0,03 | 0,68 | 98,2 | 1,09 | 0,00 | 0,3770 | |
внешняя пластина | 0,26 | 0,91 | 97,5 | 1,31 | 0,00 | 0,8464 | |
внутренняя пластина | 1,04 | 0,85 | 96,4 | 1,36 | 0,37 | 0,7745 |
А теперь самое интересное - хим состав. Я снова повторюсь, что я исследую его методом рентгеновской флуоресценции (см. часть 1 для больших подробностей).
В цепи, как я считаю, самые важные части - пины и внутренние пластинки, которые истираются при использовании и чем они жёстче, тем лучше (цепь служит дольше). Пины обычно - сплав железа и хрома. При этом содержание хрома в цепях KMC и Shimano близко, а в Sram 991 - меньше. Шайбочка по идее особого значения не имеет, поэтому их делают просто из стали. На удивление, в облегчённой KMC X9SL даже шайбочка легированная - содержит никель, в результате чего шайбочки будут очень-очень медленно ржаветь. По идее, основная нагрузка лежит на внутренней пластине, которая крутится вокруг пина и истирается в процессе этого. В этом плане самые лучшие внутренние пластины у Sram PC58 (аж 55% никеля!), далее Sram 991 (37% никеля). Похуже KMC X9SL (29% никеля). При этом в случае KMC X9 и Shimano они сделаны лишь из стали - что совсем нехорошо. Внешние пластины - это лишь декорация. В этом плане побеждает Sram 991 (а толку - просто удорожание!). В остальных случаях они состоят лишь из обычной стали - это и правильно (дешевле без потерь функциональности).
Что лучше? Ну, мои привычные Sram 991 довольно неплохи. KMC X9SL очень-очень хороша, но дороговата. Самые дешёвые KMC X9 и Shimano HG73 - очень близки, если не сказать идентичны (всё-таки в моих анализах ошибки определения не малы - я делал их по-быстрому). Ну и 8-ми скоростная Sram PC58, я бы сказал, оптимальна - она не недорогая и очень неплохая. Жаль, что лишь 8-мискоростная... Хотя, разницы в ширине всего-навсего 0,5мм.